Проект GSC Game World разрабатывался долгих шесть лет, и это не могло не сказаться на применяемых в нем графических технологиях. Дело в том, что движок игры, именуемый X-Ray, способен работать как в режиме DirectX 8 (что предполагалось с самого начала), так и в DirectX 9. Поддержка второго API была добавлена позднее – для сохранения конкурентоспособности отображаемой картинки на уровне большинства современных игр. Надо отметить, что создателям это удалось – даже после стольких лет разработки внутриигровой мир S.T.A.L.K.E.R. выглядит отменно, не уступая визуально другим 3D-шутерам.
Интересно, что результаты тестирования наглядно демонстрируют: режим DirectX 9 принципиально отличается от DirectX 8 – поведение даже высокоуровневых видеокарт может быть совершенно разным в зависимости от API. То есть тестируя S.T.A.L.K.E.R. с различными настройками графики, мы фактически проверяем два отдельных движка! Именно этим объясняются столь обширные по количеству содержащейся информации диаграммы. К сожалению, оказалось, что режим DX9 далеко не идеально работает на видеокартах и ATI, и NVIDIA, требуя обновления драйверов. В то время как соответствующий Catalyst, улучшающий производительность в S.T.A.L.K.E.R., уже успел выйти, драйвер ForceWare на момент сдачи номера был еще недоступен. В связи с этим видеокарты NVIDIA демонстрируют неоптимальное быстродействие. Да и сама игра доступна пока в версии 1.0.0.1, что позволяет нам сделать предположение о появлении в скором времени новых патчей, решающих в том числе и проблемы с производительностью. Но так как наибольший интерес продукт вызывает именно в первые месяцы после выхода, мы решили провести исследование с имеющимися на данный момент драйверами. в конце концов, на сегодня пользователи находятся в аналогичной ситуации. Возможно, мы еще вернемся к теме S.T.A.L.K.E.R., тем более что вне данного материала остались и SLI/CrossFire-комбинации.
В игре отсутствует встроенный бенчмарк какого-либо вида, поэтому методика тестирования была несколько нестандартной. Использовалась сцена со стоянкой сталкеров у костра, весьма ощутимо загружающая ПК просчетом различных элементов графики. С помощью утилиты FRAPS осуществлялся замер производительности в течение 60 секунд. Тест проводился трижды, результаты усреднялись. Стоит отметить, что, несмотря на работу AI (в кадре находились несколько сталкеров), повторяемость результатов оказалась очень высокой. Специфика данного теста в том, что по сути определяется минимальное, а не среднее количество fps, так как все 60 секунд сцена насыщена «тяжелыми» элементами. Это следует учитывать при оценке приводимых в диаграммах конечных данных.
Для каждой конфигурации ПК тест проводился в четырех настройках качества (минимальные и максимальные установки для DX8 и DX9), в четырех наиболее популярных разрешениях, с включенным и выключенным полноэкранным сглаживанием. Для экономии места в диаграммах приведены только наиболее показательные режимы. Так как режим DirectX 9 для S.T.A.L.K.E.R. предполагает неотключаемый HDR, видеокарты серии GeForce 7 тестировались без активирования FSAA – как известно, они неспособны одновременно поддерживать обе эти технологии.
Тестирование различных видеокарт показало следующие тенденции. Во-первых, действительно, производительность видеокарт NVIDIA в режиме DX9 пока недостаточна. Она не только не отличается у GeForce 8800 GTS и GTX, но и, кроме самых сложных режимов, уступает более медленной (по другим тестам) Radeon X1950 XTX. Впрочем, в компании NVIDIA осведомлены об этой проблеме и обещают выпустить соответствующий драйвер в ближайшее время.
Во-вторых, даже если судить по оптимизированной производительности Radeon X1950 XTX, современные ПК не в состоянии обеспечить достаточную скорость прорисовки графики S.T.A.L.K.E.R. с максимальными настройками. При наличии топовых видеокарт узким местом становится скорость обработки информации центральным процессором, все остальные просто неспособны справиться с поставленной задачей.
В-третьих, несмотря на в целом достаточный уровень производительности видеокарт среднего уровня в режиме DirectX 9 с минимальными настройками, демонстрируемая в этом случае картинка такова, что предпочтительнее применять режим DirectX 8, но с включенными «наворотами».
Проверка S.T.A.L.K.E.R. на разных частотах центрального процессора наглядно демонстрирует, что мешает повышению производительности GeForce 8800 GTX. Мы использовали Core 2 Extreme QX6700 и Core 2 Extreme X6800, снижая частоту путем понижения множителя. Результаты весьма наглядны: ни один современный процессор не позволяет полностью раскрыть потенциал этого GPU.
Последняя диаграмма заинтересует, пожалуй, большинство играющих в S.T.A.L.K.E.R.: она показывает, как влияют на быстродействие различные установки графики по отдельности. Результаты получены следующим образом: в указанных режимах (обратите внимание на API: DirectX 8 для Radeon X800 GTO и DirectX 9 для Radeon X1950 XTX) включались максимальные настройки всех параметров, после чего проводились замеры с отключением или установкой минимального значения отдельно для каждой настройки.
Конфигурация тестового стенда
Процессоры |
Intel Core 2 Extreme QX6700 (2,66 GHz); Intel Core 2 Duo E6700 (2,66 GHz); Intel Pentium Extreme Edition 955 (3,46 GHz) |
Материнская плата |
ASUS Commando (Intel P965) |
Видеокарты |
EVGA e-GeForce 8800 GTX; EVGA e-GeForce 8800 GTS 320 MB; MSI NX7900GS; Palit 7300 GT Sonic; GeCube Radeon X1950 XTX; PowerСolor Radeon X1650 Pro; Sapphire Radeon X800 GTO |
Оперативная память |
2×Corsair TWIN2X1024-8888C4DF (@ DDR2-1066 4-4-4-12) |
Жесткий диск |
Seagate Barracuda 7200.10 80 GB |
Блок питания |
Hiper Type-R HPU-4S730 |
Источник: http://itc.ua |