— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Максим Горький Бескрайние белые поля с хищным оскалом ледяных торосов, жуткий северный ветер, застилающий небо снежной мглой, пробирающий до костей мороз, который только и ждёт, когда ваше дыхание ослабнет, а глаза устало сомкнутся. Тогда холод высосет остатки жизненной силы из слабого, но гордого и всё ещё сопротивляющегося существа под названием человек. Этот мир не терпит слабовольных и медленных. Борись до последнего вздоха, двигайся до тех пор, пока легкие еще могут вдыхать ледяной воздух, обжигающий все внутри, как ядовитый газ. Борись до тех пор, пока держат ноги, а рассудок ощущает боль. В противном случае мрак поглотит сознание, а тело растворится в вечном ледяном безмолвии. Вы готовы к такому испытанию? Готовы бросить вызов силам природы и померяться силами с самой смертью? Тогда мрачный ледяной мир «Анабиоза» ждет вас… Эта история могла бы закончиться совершенно иначе, если бы не стечение различных обстоятельств. А возможно, вовсе и не совокупность случайностей послужила причиной произошедшего. Кто знает, вдруг это слепое провидение и вездесущий рок свели всех этих людей вместе? Но в тот момент, когда метеоролог Александр Нестеров оставил опустевшую станцию «Полюс 21» и на упряжке отправился к ледоколу «Северный ветер», он ещё не думал о высоких материях, и уж тем более не мог предположить, что на корабле вместо дружественных лиц он встретит непостижимое нечто, некую силу, которая подчинила себе корабль, а всех его обитателей погрузила в вечный сон в безвременном пространстве. Стихия начала играть с одиноким человеком еще на подходе к злосчастному месту, ставшему последним пристанищем для погибших моряков. После падения в разлом, которое лишило его упряжки, Нестерову приходится своими силами добираться до корабля и искать вход (в этом деле ему здорово помогают четвероногие друзья). Однако внутренний интерьер судна мало чем указывает на то, что еще недавно здесь была огромная команда. Темные трюмы с обвалившимися лестницами и мостиками, ледяные глыбы, разгрызающие корпус на части, причудливые морозные узоры на стенах и свисающие сосульки, как древние сталактиты, подчеркивающие безмятежность и вечный покой этого места. Какие тайны скрывает ледяная тишина? Так ли пустынно это место, как кажется на первый взгляд? Ответить на эти вопросы и предстоит Нестерову в его путешествии сквозь лабиринт мертвых отсеков огромного корабля. Вооружившись маленьким карманным фонариком, мы отправляемся блуждать среди темных коридоров, в надежде выжить и спастись. Первое знакомство с обитателями этого мира начнется с путешествия в прошлое. Используя способность «ментал эхо» Нестеров проникает в прошлое погибших, где он будет в состоянии изменить ход событий. Прикосновение к замерзшему трупу переносит нас в прошлое, незадолго от момента его гибели. От лица этого человека мы повторяем его действия, но уже можем изменить их и в решающий момент спасти от падающей на голову лестницы, ворвавшейся через пробоину ледяной воды, или какой-либо другой опасности. Из таких «флешбеков» постепенно складывается мозаика произошедших событий. Отрывки прошлого переплетаются с событиями настоящего. С каждым возвращением назад во времени перед нами открываются характеры основных героев разыгравшейся трагедии – противостояние капитана и его помощника, противостояние опыта и техники, людской целеустремленности, самонадеянности и безжалостной стихии. Предотвратив затопление какого-то отсека в чужом облике, мы можем пройти дальше через этот сектор корабля, вернувшись в собственное тело. Таким образом, спасение жизней сопровождается ещё и устранением преград на пути игрока. Первая опасность исходит от холода. В зависимости от температуры среды полоска жизни падает до определенного значения, а некоторые зоны сверхнизкой температуры особенно опасны и долгое пребывание в них приводит к неминуемой гибели. Поддерживать жизненные силы и восполнять их можно возле различных источников тепла. Но главная опасность исходит от жутких существ, некогда бывших людьми. Порождения ледяного мрака не заставляют долго ждать, и прогулка по пустым отсекам быстро прерывается столкновением с местными обитателями. Поначалу защищаться приходится кулаками, но позже пригодятся и цепь, которая сыграет роль кастета, и тяжелый вентиль от трубы. Найденный на пожарном щитке топор тоже сразу же пойдет в дело. Однако в суровых условиях сильно топором не помашешь, каждое действие, удар и короткая пробежка вызывают усталость, а когда запас сил на исходе, движения главного героя сильно замедляются, делая его легкой добычей в рукопашной схватке. Хоть комбинаций ударов немного, но в сочетании с возможностью блока это придает каждой стычке напряженность. Каждый бой превращается в тяжелое испытание, особенно если индикатор жизни из-за холода уже и так почти на нуле. Нет права на ошибку, надо вовремя поставить блок и тут же ответить сильным ударом. Даже огнестрельное оружие не дает почувствовать свое преимущество. На счету каждый патрон, а местные создания довольно живучи. В придачу некоторые ещё и быстры. Причем их появление обставлено довольно театрально, хотя и не всегда является неожиданностью для игрока. Зато в те редкие моменты, когда во вроде бы пустом коридоре из-за угла на твою буйну головушку обрушивается топор, уклонившись от которого ты сталкиваешься нос к носу с бородатым мертвецом, смотрящим на тебя зловещими остекленевшими глазами, натурально подпрыгиваешь на стуле и начинаешь икать. Что до самого огнестрельного арсенала, то он довольно скромен и состоит из парочки винтовок и ППШ. Нестеров довольно неспешно меняет магазин, поэтому не вовремя затеянная перезарядка может закончиться летальным исходом. По мере приближения к сердцу корабля не только открываются новые подробности разыгравшейся трагедии и собираются в единое целое осколки судеб разных моряков, но также, естественно, растет сопротивление той неведомой силы, поглотившей здесь все. Короткий промежуток времени между столкновением ледокола с айсбергом и взрывом атомного реактора наполнен множеством событий, страданием и болью блуждающих душ. На каждом новом этапе приближения к истине перед игроком появляются новые неестественные порождения этого сюрреалистичного мира, наполненного безумием и отчаянием. Зомби в рваных одеждах постепенно уступают место прыгунам с горелками, гуманоидам с крыльями и шипами вместо рук, медленным неповоротливым созданиям в плаще, вооружённым парой ППШ. Но самыми запоминающимися являются зомби с протезами вместо ног и пустой головой. Причем пустота эта буквальна, и сквозь решетку небольшого окна, заменяющего твари глаза, видна комната с одиноко висящей лампочкой, подчеркивающей глубину этого «ничто». Есть существа, практически потерявшие даже самое подобие людского облика, превратившись в пауков с ледяными ногами-шипами. Финал этой мрачной повести так же необычен, как и сам тернистый путь к нему. По мере продвижения вглубь этого мира, борясь с неизвестными созданиями и холодной стихией, герой сталкивается все с новыми вопросами. И хотя возвращаясь в прошлое, мы получаем все более полную картину случившегося, интрига сохраняется до самого финала. Способен ли один человек изменить не только свою судьбу, но и судьбы многих других? Станет ли Нестеров очередной жертвой холодной тьмы, или, уже ступив одной ногой за границу смерти, всё-таки сможет сделать почти невозможный шаг назад? Все это решится в финальной битве, которую можно сравнить с полотном, на котором в аллегорических образах запечатлена извечная борьба между добром и злом, борьба с неотвратимым правосудием судьбы за души павших. Графика в игре, без преувеличения, великолепна. Мрачные темные отсеки с покрытыми льдом стенами выглядят более чем убедительно. Причудливые ледяные узоры просто завораживают, причем ощущение объема не теряется, как бы близко вы к ним не подошли. Оледенелая кромка экрана вместе с тяжелым паром нашего дыхания усиливают эффект полного погружения в этот мир, а парящие в воздухе и искрящиеся на свету снежинки добавляет глубины и вязкости пространству внутренних отсеков корабля. Но самое невероятное начинается, когда вы включаете отопление отсека. Тогда лед начинает медленно таять и стекать водными потоками по стенам. И в первый раз это, вроде бы, простое явление приковывает восхищенный взгляд, ведь настолько правдоподобной реализации процесса перехода вещества из одного состояния в другое в компьютерных играх еще просто не было. Отлично реализована игра света и тени. «Анабиоз», возможно, один из первых проектов, в котором реализована попытка симуляции каустики лучей света, которые проходя сквозь свисающие сосульки, преломляются и образуют замысловатые сплетения бликов. Не так уж и часто этот эффект получается явно выраженным, но там, где он заметен, его работа выглядит действительно красиво. Впрочем, все эти графические прелести и услада для глаз обходится очень высокими системными требованиями. Игра поддерживает DirectX 10, но у видеокарт Radeon есть большие проблемы при активации рендеринга с помощью шейдеров 4.0. В этом режиме изображение искажается ядовито-яркими цветными разводами на самых ярких участках (блики или свет фонарика). Решить эти технические проблемы должен был специальный патч, но на самом деле у многих эту ошибку рендеринга он не исправляет (как собственно и новая версия Catalyst). Странно, что на скриншотах все выглядит нормально, а вот в 3D на изображение сверху как будто какой-то неправильный цветофильтр накладывается. Игра также поддерживает NVIDIA PhysX, причем при аппаратной обработке физики мощными видеокартами быстродействие игры в некоторые моменты заметно повышается. Но видеокартам AMD это на руку не играет, в итоге даже Radeon HD 4870 может обеспечить нормальный уровень производительности только в разрешении 1280x1024 на максимальных настройках в DX9 – примерно так же, как и более дешевый GeForce 9800GTX. «Анабиоз» (он же Cryostasis: Sleep of Reason) является ярким представителем новой волны отечественных проектов, от которых по настоящему захватывает дух. Атмосферный S.T.A.L.K.E.R. Чистое небо, динамичный Collapse, а теперь и «Анабиоз», который выйдя в конце прошлого года, лишь укрепил хорошую репутацию украинских разработчиков. В отличие от других отраслей, в игропроме у нас, как видим, все в порядке. Причем на фоне общего увлечения консольными проектами и массового перехода на рафинированно-слащавые, с привкусом дешевого голливудского пафоса, сюжеты, отечественные (русские и украинские) студии выдают на-гора все более качественные и уникальные проекты. Сюжет «Анабиоза» не вызывает ощущения вторичности и дешевого пафоса. И даже притом, что геймплей мало чем отличается от Condemned, игра остается уникальной. Возможно, этот проект подойдёт не для каждого геймера. Любители драйва, скорее всего, раскритикуют медленные напряжённые стычки, а адепты соцреализма ни за что не проникнутся вычурным сюрреализмом финальной главы. У игры, собственно, нет даже четко связанной нити повествования. Кто такой Нестеров, по сути, так и остается неизвестно, так же, как и откуда взялась его способность «ментал-эхо». Под вопросом останутся и многие другие моменты. Но в этом заключается значительная часть притягательности «Анабиоза». Он как замысловатая книга, перечитывая которую, некоторые аспекты воспринимаешь по-новому. Персонажи в игре тоже не выглядят плоско и однозначно. Например, в одном эпизоде капитан выступает как упертый самодур, а в другом уже как опытный командир и человек долга. Если же оценивать исключительно по критериям жанра survival horror, на который замахнулась студия Action Forms, то, возможно, все не так уж и идеально. Великолепная атмосфера отлично нагнетает саспенс, но любители моря крови и внезапно выпрыгивающих монстров остаются не у дел. Да и великолепная графика омрачается не только очень высокими требованиями к компьютерному железу, но и не самой лучшей анимацией людей, движения которых немного «деревянны». Также детализация моделей оставляет желать лучшего, из-за чего люди становятся похожими на пластиковые манекены (это, кстати, является ахиллесовой пятой многих высокотехнологичных шутеров). Хотя, возможно, эти мелочи обращают на себя внимание лишь потому, что общий уровень исполнения графики очень высокий. Но даже если разбирать игру по косточкам, такие мелкие недочёты ее достоинств никак не уменьшают. Возможно, это и не идеальный представитель жанра, точно так же, как и не самая сильная попытка визуализации и вербализации неких метафизических исследований извечного вопроса жизни и смерти (что отлично раскрыто в Sublustrum), но в том, что это самый запоминающийся, красивый и даже интеллектуальный триллер среди проектов прошлого года, сомневаться не приходится.
Источник: http://3dnews.ru |